Элективный курс "Жилища народов мира" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса
предлагается учащимся 9 классов обще-образовательных школ, она ориентирует на
выбор профиля обучения, предусматривает освоение исследовательских форм
познавательной деятельности и знакомство с рядом профессий. Курс рассчитан
на 12 часов.
Основная цель элективного
предмета – формирование мотивации к выбору класса социально-экономического и
(или) биолого-географического профилей и ознакомление с методами познания как
общего теоретического характера, так и практико-ориентированных исследований.
Основные задачи: формирование творческого подхода к применению знания, в
том числе и в нестандартных ситуациях; воспитание любви к прекрасному; развитие навыков работы на компьютере, с различными
материалами, Интернет-ресурсами.
В основу создания образовательной программы
положен материал по географии, но при опоре на научные знания ведущим компонентом
является творческая деятельность.
В результате значимая роль наряду с формиро-ванием знаний отводится
приобретению опыта творчества. Особенностью данного элективного предмета
можно считать установление связей между
учебными предметами (география, история, биология, экология), искусством и строительством.
Содержательные темы:
природные условия и особенности жилищ, Россия, Европа (стили в архитектуре).
Учащимся на выбор предлагаются
различные темы в каждой теме, форма защиты исследований – презентации, изготовление
макетов, фотовыставки.
Значимость курса определяется
практической направленностью знаний и умений, способствующих развитию навыков
работы на компьютере, с фото-графией, различными материалами (бумага, картон,
глина, папье-маше, солома) для изготовления макетов жилищ, с обилием информации
(исполь-зование Интернет-ресурсов) и её качественного отбора. Кроме того,
сущест-венную роль играет предоставляемая школьникам возможность выбора
наиболее интересных для них тем и наряду с освоением новых методов применение
наиболее успешных способов деятельности.
Учебный материал определяет формы
организации занятий: лекции – установочные, тематические; консультации,
самостоятельные исследования, защита проектов.
Планируемые результаты:
1.
Осознать
собственные возможности в выборе социально-экономиче-ского и (или)
биолого-географического профилей обучения, определив свои способности.
2.
Овладеть навыками работы с различными материалами, на
компьюте-ре, с Интернет-ресурсами.
3.
Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по географии.
4.
Повысить познавательный интерес учащихся к предмету.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ:
1.
Презентации; 2.
Проекты-чертежи, проекты-рисунки; 3.
Макеты жилищ; 4. Фотовыставка: стили в архитектуре.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1ч)
Знакомство с целями и задачами курса. Практико-ориентированные исследования
– особая форма организации познавательной деятельности.
Тема 1.
Природные условия и особенности жилищ (1ч)
1)
Влияние климата на особенности жилищ.
2)
Влияние рельефа на особенности жилищ.
3)
Вечная мерзлота и особенности строительства.
4)
Проекты домов в Антарктиде.
Тема 2.
Строительный материал (1ч)
1)
Дома жителей лесных зон.
2)
Жилища северных народов.
3)
Дома жителей степей и пустынь.
4)
Строитель – мирная профессия.
Тема 3. Россия (2ч)
1)
История строительства на Руси.
2)
Современная архитектура.
3)
Макет «Русская изба».
4)
Жилища разных народов (макеты).
Тема 4. Европа (2ч)
1)
Стили в архитектуре: барокко, классицизм, ампир…
2)
Исторические памятники архитектуры.
3)
Барокко – величие и пышность, реальность и иллюзия.
4)
Классицизм – чёткость и геометризм форм.
5)
Ампир – венец классицизма.
6)
Архитектор – это художник-строитель.
Тема 5. Азия (2ч)
1)
Макеты жилищ населения Центральной Азии.
2)
Жилища народов Восточной Азии.
3)
Жилища народов Южной Азии.
4)
Жилища народов Юго-Восточной Азии.
Тема 6. Африка (1ч)
1)
Жилища арабов.
2)
Жилища пигмеев.
3)
Жилища туарегов.
Тема 7. Жилища
индейцев (1ч)
Итоговое занятие.
Защита лучших проектов (1ч)
Элективный курс "Население и обычаи народов мира"
Введение (1ч)
Знакомство с целями и задачами курса.
Метод проектов, её особенности.
Учимся создавать презентацию.
Тема 1. Население земного шара (2ч)
Темы проектов:
Расселение людей и разнообразие народов.
Народы России.